«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» - /Отк.3.1/.
Слово «Сардис» означает радостная песнь победы. Слово «Сардис». По другим переводам - «остаток жертвы», «радостное пение»,- что с разных сторон характеризует этот период. Сердолик – «горячий» халцедон, образуется из него при достаточно высокой температуре с повышенной радиоактивностью. Мертвая церковь ни к чему не пригодна – она смердит показной праведностью и ее остается разве что только похоронить с почестями. «Живой труп» - /Л.Толстой/ тот, кто не способен к изменениям, статичен, холоден, безразличен, живёт призраками прошлого, не участвует в жизни, она как бы идёт мимо него... Словосочетание «живой труп» наводит ужас. Человек, который умер ещё при жизни. И сам, возможно, не заметил: он ест, пьёт, ходит на работу, контактирует с другими людьми, но его нет.
«Они ещё не покрылись той житейской ржавчиной, - говорит Мамин-Сибиряк, - которая живых людей превращает в ходячие трупы».
«Пока ты жив, не умирай.
На этот мир взгляни -
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!
Но ходят и смеются,
Не зная, что их нет…
не торопи свой смертный час», -
Она сказала мне» (с) «Ария» - /Е.Павленко/.
Церковь, согласно Отк.3.1, называла себя живой, (но это только её мнение, мнение церкви возможно и былое положение) будучи мертвой, как оценил её к настоящему моменту Господь.
А.Пол говорит: «Где царствует духовная смерть, там нет смерти мученической!»
С внешней стороны в церкви все может выглядеть нормально: проводятся богослужения, сопровождаемые музыкой, хор исполняет арии, кантаты, оратории. Нет недостатка в обличительных и строгих проповедях. Более того, слушатели привыкли к содержательным, позитивным проповедям. Здесь не боятся выступать в общественных местах, организовывая большие мероприятия (концерты, театры), не робеют выступать даже по радио и телевидению. Однако здесь не хватает внутренней жизни, Духа Святого. Здесь только форма, без внутреннего содержания. Значит, это не подлинная жизнь, а только видимость жизни.
Какова характеристика Сардиса?
- Сардис - это - «город смерти» в противоположность Смирне «городу жизни». «Город смерти» - «послание к Сардисской церкви дышит дыханием смерти, в нем - внешний вид без действительности. «Она считала себя в учении чистейшей, но фактически грязнейшей. Протестантская церковь вышла отделившись от католиков, но недостаточно углубилась в Слово Божье и удовлетворилась тем, что оставила некоторые языческие обряды. Вид святости — церковная угрюмость, перемешивались со светским образом мыслей и грубейшими нравами; вошло в привычку. В чем была роковая слабость этих реформаторских церквей? Склонность оставаться на месте, без движения вперед. Непрерывный рост - закон духовной жизни. /Прит.4.18.Иоан.12.35/.
«Великие принципы, что истина прогрессивна, что христиане должны принимать весь свет, который может открыться в Слове Божьем, — были забыты и оставлены их наследниками. Протестантские церкви прежде так дорожившие благословениями реформации, перестали двигаться вперед по пути реформы и религия опять переродилась в формализм»
- Былой блеск и нынешний упадок: «Сардис называли гигантской сторожевой башней, охраняющий долину Герма… Сардис был сказочно богат. «Сардис: ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» - /Отк.3.1/.Эта церковь приобрела прекрасную репутацию, имела имя, причем весьма почетное, как церковь процветающая, живая, деятельная, сохраняющая чистоту учения, единство между своими членами, устройство и порядок в богослужении. Мы не читаем о каком-либо разделении в их среде. Все, что лежало на поверхности, на виду у всех, было в порядке. В конце Средних веков Церковь только внешне выглядит живой, но внутри она была больше мертвой, чем живой. То есть ты притворяешься живым, сохраняешь колоссальную активность, но в глазах Бога ты - мертвец.
Евангельские заповеди требуют от нас, чтобы мы не только совершали внешние добрые дела, но и внутренне росли. Причем внешний рост должен быть непосредственным результатом роста внутреннего. Внешние добрые дела, в свою очередь, должны порождать постепенное внутреннее развитие любви, кротости, целомудрия, чистоты, смирения, воздержания и других евангельских добродетелей. А христиане Сардийской Церкви слишком сосредоточились на внешнем и забыли о самом важном - о внутреннем.
Когда-то церковь в Сардисе имела громкое имя и по праву считалась духовно живой. Но потом верующие погрузились в житейские заботы и перестали обращать внимание на фундаментальные истины. Начали образовываться трещины. В конце концов, дьявол проник в церковь через эти трещины, чтобы уничтожить её репутацию и влияние. Из-за халатного, небрежного отношения к своей духовной жизни церковь стала мёртвой.
В переводе с древнегреческого языка слово Сардис означает - избежавшие смерти, остаток, нечто новое, то, что остается «остаток», песнь радости. Или другие переводят как – те, кто вышли прочь, обновление или независимые, но это только имя… «остаток жертвы», «радостное пение», «независимые» - с разных сторон характеризует этот период.
В действительности же эта церковь не соответствовала своей репутации. Она имела имя живой церкви, но была мертвой; имела вид благочестия, но не силу его; носила имя, будто жива, но не имела источника жизни. Хотя жизнь среди них не совершенно исчезла, однако была большая мертвость в их душах и в их служении, большая мертвость в духе служителей и в их труде, в молитвах, проповедях и беседах, большая мертвость в членах церкви, которая обнаруживалась в их слушании слова, в молитвах и общении. Та слабая жизнь, что еще теплилась в них, готова была совсем исчезнуть.
Эти люди думали, что они духовно живы, а они, оказывается, духовно были мертвы. Эти люди утром читали утренние молитвы, вечером читали вечерние молитвы, они посещали храм, они изучали слово Божие, но духовно они были мертвы.
Дело в том, что человек может принадлежать к самому совершенному собранию христиан, но если при этом его душа духовно мертва, он никакую пользу не получит. Иуда находился в самом величайшем собрании верующих, он принадлежал к собранию 12 апостолов, он лично общался с Иисусом Христом. В течение трех с половиной лет он пребывал в на учениях Господних. Персонально Господь наставлял его. Но это нисколько не помогло этому человеку. Поэтому надо прямо сказать, что принадлежность к какой-либо Церкви не решает сразу всех проблем. Многое зависит от нашего собственного внутреннего расположения.
Можно иметь имя, как будто ты жив, а на самом деле быть мертвым. И человек замечает: вроде он молится, но молится он только или глазами, или устами своими, а сердце где-то в стороне. Человек замечает: он стоит в храме, а такое чувство, как будто из дому не уходил. Однако Христос выносит заключение: «В тебе нет духовной жизни - ты мёртв!» Мертвая церковь - это церковь без Христа! Где нет Христа, там нет и жизни. «Ибо в Нем жизнь», и вся жизнь исходит только от Него. Лишь в той церкви, где Христос имеет место, может быть жизнь.
Может, кто слышал однажды, как офицер обратился к солдатам с вопросом: «Кто из вас портной?» Один из солдат отозвался: «Я!» Офицер протянул ему свою форму и приказал ему ее починить. «Но я не умею шить, я - закройщик», - смущённо ответил солдат. Он назвался именем портного, но, по сути, не был специалистом в портняжном деле. Не существуют ли и в наше время поместные церкви, подобно Сардийской, которые имеют только название, а на деле - духовно мертвы?
Сардийская церковь впала в глубокий сон. Из жизни мы знаем, что если шофер за рулем устанет, то он подвергается большой опасности попасть в аварию. Она устала от многих дел и самой себя. В историческом времени, она много сделала в мире – настроила храмы церквей, молельных домов, залов царств, монастырей, библейских школ, их печатные дворы распространили множество религиозных книг, религиозные праздники стали помпезными и обязательными в человеческих календарях. Такой церкви сказано – «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Этот путь развития общества – от материальной бедности к богатству, мы не можем отрицать. По ряду причин мы живем в этом богатом обществе и, отчасти радуемся тому.
Сардийская церковь есть та, которая во многом исключила из своей практики опыт служения в духе – перестала ожидать небесных обетований. Она приняла то, что для нее казалось разумным, но остановка в старом есть серьезная преграда в достижении Небесных обетований Творца. Фарисеям и иудеям, которые держались предания старцев, Иисус говорил, что они много учат заповедям человеческим, «оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, чтобы соблюсти свое предание» и трижды выделил, что таковые «делают многое сему подобное» - /Мк.7.1-16/. Многое подобное утвердилось в церквах от исторического наследия прошлого, которое современные церкви не хотят замечать. Религиозные ритуалы распространились на все сферы жизни и обросли различного рода дополнениями – как жениться, как креститься, похороны стали помпезны, освящение предметов стало нормой и так далее. Жизнь верующего человека стала регламентированной и суетной до мелочей. Такой церкви говорится: «Ты носишь имя (Христово) будто ты жив, но ты мертв».
Однажды в беседе с греческим философом Солоном царь Крёз спросил, не считает ли он его самым счастливым человеком на земле. Однако Солон ответил: «Я вижу, что ты богат и повелеваешь многими народами, но я не назову тебя счастливым, пока не узнаю, как ты окончишь свою жизнь». Из этого следует: быть богатым телесно как пастырь и повелевать паствой, не значит что ты, пастырь, живой, можешь быть и мёртвым духовно, нет у тебя любви, пастырь.
Многие, по-видимому, и стараются быть «благочестивыми», но поскольку не внимают слову Божиему, как истинному и совершенному правилу,- не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, а в том, что угодно их слепому разуму и плоти, и так заблуждаются, что становятся мёртвыми духовно.
Для того чтобы умереть, надо быть живым. Наш Господь дает этой умирающей церкви самый хороший совет: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти», /ст. 2/.
Он советует им бодрствовать. Причина их духовной мертвости и падения заключалась в том, что они перестали бодрствовать. Всякий раз, когда мы не бодрствуем, мы терпим урон, и поэтому должны вернуться на свою стражу против греха, сатаны и всего того, что разрушает духовную жизнь и силу благочестия.
Утверждать то, что сохранилось и что готово умереть. Некоторые считают, что здесь подразумеваются люди, что оставались еще несколько человек, сохранивших свою непорочность, но они находились в опасности пасть вместе с остальными. Трудно сохранить жизнь и силу благочестия, когда мы видим вокруг себя всеобщую мертвость и духовный упадок. Или это можно отнести к их практическим делам: ...Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. В них чего-то недостает, есть скорлупа, но без ядра, есть тело, но без души тень, без сущности. Нет внутреннего содержания, твои труды - пустая форма, в молитвах нет святых желаний, в делах милосердия - искренней любви, в богослужении нет истинного поклонения души Богу; нет внутренних чувств, соответствующих внешним действиям и выражениям. Когда же дух отсутствует, то форма не может долго существовать.
Что произошло? Как церковь скатилась от процветания к смерти? Заметьте, что церковь была закрыта не в результате правительственного преследования; она не была раздавлена культурным давлением и не прогнулась под нападками другой религии. Эта церковь была разрушена изнутри - людьми, утверждающим, что они действуют от имени Иисуса. Другими словами, смерть церкви приходит изнутри, подобно раковой̆ опухоли – вначале ты смотришь на церковь и все вроде бы хорошо, но только спустя время смертельная болезнь становится очевидной для окружающих.
Многие церкви имеют название, у них есть имя, но они мертвы. Мы живем в такое время, когда все больше церквей̆, умирают или, по крайней мере, впадают в состояние клинической смерти – церковь вроде и функционирует, но жизни нет. Можно назвать это «усталостью от церковности». Вот как такое состояние характеризует один служитель: «Пастырям надоело говорить «одно и тоже», пастве одно и тоже слушать. И все это напоминает некую игру «в церковь». Причем, часто говорится официально одно, а делается неофициально другое. Или вообще не делается. В верхах идут какие-то драчки за должности, возможность посещать «заграницу», заседать в президиумах и т.д. А в низах уже какая-то полная апатия с периодическими слабыми всплесками «духовности»: ах, нам же надо что-то делать, мы же христиане! На этом решении (о том, что что-то надо делать) обычно все и заканчивается».
Размышляя на тему лени Роберт Спраул писал: «Вот подлинная проблема нашей̆ пренебрежительности. Мы не изучаем Слово Божье не столько из-за того, что оно трудное для понимания, и не из-за того, что оно скучное или утомительное, но потому, что это труд. Наша проблема — это не отсутствие интеллекта или недостаток страстного желания. Наша проблема в том, что мы ленивые». Чарльз Сперджен проницательно замечал: «Служить Господу холодной̆ и сонливой̆ душой̆ только приносит вред и засушивает веру. Люди на оленях гонятся по пути погибели, а по пути к Царству Божьему ползут на улитках».
Моррис Венден писал: «Интересное исследование. Недавно, специалисты пришли к выводу, что одной из причин заболевания шизофренией является недостаточное питание. Для многих это было большой неожиданностью. А для христиан, какова у них пища, если Слово Божье для них не пища, а пыль на Библии на полке».
«Хотя они и придерживаются какой-то религии. Они вовсе не считают ее силой: они делают вид, что они религиозны, а их поведение опровергает это. Потому что они не живые в Боге».
Кроме того, есть мертвость физическая, и есть мертвость нравственная - последняя означает замирание совести, обращение души всецело к земле и полное бесчувствие к духовной реальности. Такой человек (а их весьма много) является не погребенным трупом. Ходит, как живой, но смердит, как не похороненный мертвец. Искать Христа в среде таких людей – бесполезное занятие. Христа нужно искать среди тех, кто во Христе сам ожил и может, хотя отчасти, повторить за Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» /Гал.2. 20/. Живёт ли в нас Христос? или мёртвость ходячего трупа.
Вот смысл вопроса ангельского: «Что вы ищете Живого между мертвецами церкви? Его здесь нет. Он воскрес». Подумайте Христиане?!
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.